Модуль по истории Отечества (9,11 классы) Цель данного модуля: сформировать у учащихся целостное представление о событиях Великой Отечественной войны на примере своей малой Родины. Задачи данного модуля: - организовать знакомство учащихся с основными фактами, событиями, именами героев-земляков времён Великой Отечественной войны; - актуализировать чувство уважения к прошлому и гордости за своих земляков, сопричастности к истории города, неравнодушия к судьбе города и каждого человека; - обеспечить развитие информационных компетентностей у учащихся в «зоне ближайшего развития» через организацию самостоятельного поиска и отработки материала. Модуль представлен в виде индивидуальной учебной программы, в структуру которой по общепринятым правилам составления программ входят: - цель учебно-познавательной деятельности учащегося: - содержание изучения (учебные элементы); - содержание деятельности (учебные задания); - результаты учебно-познавательной деятельности; - формы контроля, критерии оценки и измерители; - программа учебно-познавательной деятельности учащегося; - инструктивные указания, рекомендации к работе; - учебно-методический комплект к программе (УМК), в который входят: текст вступительного слова учителя; бланк синхронистической таблицы; раздаточный информационный материал: предоставленный Гуковским музеем шахтёрского труда им, Л.И.Микулина историко-краеведческий очерк Л.И.Микулина и В.В.Нестеренко «Гуково»; материалы школьного краеведческого музея «Зал боевой славы»; - лист самоконтроля, благодаря которому ученик имеет возможность выбрать свой уровень работы и дополнительные вопросы по теме, - задания текущего контроля, которые помогут ученику отработать полученные знания. В ходе работы над темой ученики составляют конспект объяснения учителя и информационных материалов, синхронистическую таблицу, выполняют задания текущего контроля, отрабатывают вопросы листа самоконтроля, оформляют презентации, пишут творческие работы. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. В ходе работы над модулем учитель имеет возможность отследить успешность деятельности каждого ученика. В случае затруднения учитель оказывает необходимую помощь. Заканчивается работа итоговым тестированием по предложенным тестовым заданиям, защитой мини-проектов, творческих работ. Оформляется индивидуальная программа изучения модуля в виде технологической таблицы с учетом рекомендаций, представленных в литературных источниках, посвященных исследованиям эффективности технологии модульного обучения (см. работы Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова, В.Г.Гульчевскои, исследовательской группы проекта Дел-фи - II). Индивидуальная программа изучения модуля: «Город Гуково и гуковчане в годы Великой Отечественной войны» Цель учащегося: на основе изучения событий, военных операций, происходивших на разных этапах Великой Отечественной войны, и деятельности гуковских шахт и гуковчан в периоды этих событий и операций уметь дать оценку их роли в освобождении страны от немецко-фашистских захватчиков, осмыслить истоки проявленного земляками героизма и собственное отношение к их подвигам. Учебно-методический комплект (УМК) 1. Вступительное слово учителя: «Во имя мира ...». 22 июня 1941 года в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к нашей стране германские войска напали нашу страну. Началась война - Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней и ночей. Более 3-х лет нашей стране пришлось воевать в Европе один на один с гитлеровской Германией, которой помогало полмира. Это стоило нашей стране более 27 млн. погибших, миллионов раненых, покалеченных, обездоленных, разрушением всей европейской части страны. Но мы выстояли. Да, ценой слишком большой, но что ждало нас в противном случае? Голод. Унижения. Рабство. Стоило бороться? Думаю, так же рассуждали и наши деды, прадеды. Они ради нашей свободы, ради нашего счастья положили свои жизни, пожертвовали своим будущим. И поэтому самая малая толика нашей благодарности будет в том, что мы будем помнить о тех трудных, героических днях, когда нашими соотечественниками, земляками решалась судьба не только нашей страны, но и всего мира. Будем достойны памяти наших предков! Итак, цель модуля: ► Через историю родного города, героизм земляков содействовать более глубокому пониманию содержания и значения событий Великой Отечественной войны как для нас, сегодняшних, так и для всех последующих поколений. Стоят перед нами следующие задачи: ►Соотнести события Великой Отечественной войны с событиями, происходившими на территории нашего города. ► Вспомнить имена героев - земляков, выявить их героическое прошлое. ► Способствовать воспитанию в каждом из нас уважения к прошлому нашей Родины, гуманных принципов в повседневной практике. Для того чтобы выполнить стоящие перед нами задачи, каждый для самостоятельной работы получает модульную программу, в которой представлен: - алгоритм действий в виде заданий и указаний по их выполнению, которые необходимо выполнять поэтапно; - раздаточный материал, по которому выполняется весь перечень предложенных в «алгоритме...» действий; - задания текущего итогового контроля, которые помогут вам подготовиться к проверочной работе по итогам изучения модуля. Приступаем к работе. 2. Синхронистическая таблица. Этапы Великой Отечественной войныСоответствующие события, происходившие в г. Гуково и его окрестностях. 3. Тест текущего и итогового контроля. 1. К начальному периоду Великой Отечественной войны относится: - осада Кенигсберга; - контрнаступление советских войск под Москвой; - проведение советскими войсками операции «Багратион» в Белоруссии; - наступление советских войск в Восточной Пруссии. 2. Ко второму периоду Великой Отечественной войны относится: - проведение Висло-Одерской операции; - Смоленское сражение; - осада Кенигсберга; - контрнаступление советских войск под Сталинградом. 3. К третьему периоду Великой Отечественной войны относится: - контрнаступление советских войск под Москвой; - Смоленское сражение; - Берлинская операция; - крупное танковое сражение под Курском. 4. Гуковский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками: январь 1942 г.; март 1943 г.; июль 1942 г.; июль 1943 г. 5. Какой период длилась оккупация немецко-фашистскими войсками Гуковского района? . 28 июля 1941 г. - 14 февраля 1943 г.; 19 ноября 1943 г. - 14 февраля 1943 г.; 28 июля 1942 г. - 27 января 1943 г.; 28 июля 1942 г. - 14 февраля 1943 г. 6. Сколько шахт работало весь период Отечественной войны? 1)1; 2)3; 3) 2; 4) 0. 7. Житель хутора Верхняя Ковалёвка, спасший шестерых бойцов Красной Армии и переправивший их через линию фронта: 1) П.И.Нелин; 2) А.Ф.Чередниченко; 3) Д.Н.Петров; 4) А.Н.Ярмонов. 8. Прочтите отрывок из приказа и определите время его принятия. «Товарищи красноармейцы, командиры и политработники; Настал час грозной, но справедливой расплаты с подлым врагом - немецко-фашистскими оккупантами... Врага удалось дойти до Сталинграда. У стен волжской твердыни мы остановили его. В результате действий наших войск противник в боях под Сталинградом понес колоссальные потери. Бойцы и командиры Сталинградского фронта показали пример доблести, мужества и геройства. Теперь на нашу долю выпала честь начать мощное наступление на врага... ПРИКАЗЫВАЮ: Войскам Сталинградского фронта перейти в решительное наступление...». 1) январь 1942 г.: 2) март 1943 г.: 3) ноябрь 1942 г.; 4) июль 1943 г. 9. В ходе какой крупной операции советских войск началось освобождение Ростовской области и г. Гуково от немецко-фашистских войск? 1) московского контрнаступления; 2) Курской битвы; 3) Сталинградского контрнаступления; 4) битвы за Днепр. 10. Воины этой танковой армии освобождали наш город. 1) пятая; 2) третья; 3) первая; 4) вторая. 11. Какая гвардейская стрелковая дивизия освобождала Гуковский район? 1) 15-я; 3)47-я; 2) 21-я; 4) 14-я. 12. В каком ряду названы военачальники танковой армии, освобождавшей г. Гуково? 1) И.П.Шлемин, Г.Л.Туманян, Ф.А.Осташенко; 2) В.И.Чапаев, С.С.Каменев, Ф.А.Осташенко; 3) С.М.Киров, А.А.Брусилов, И.П.Шлемин; 4) Г.К. Жуков, К.К.Рокоссовский, Г.Л.Туманян. 13. Какая стрелковая дивизия освобождала г. Гуково? 1) 321-я; 2) 211-я; 3) 474-я; 4) 141-я; 14. 484 стрелковый полк, освобождавший г. Гуково, возглавлял: 1) Е.К.Баранов; 2) Г.Л.Туманян; 3) И.П.Шлемин; 4) ФАОсташенко. 15. Герой Советского Союза, гуковчанин, выпускник школы № б, проявивший мужество и героизм при обеспечении связи при форсировании Днепра: 1) Е.К.Баранов; 2) И.А.Омельченко; 3) И.П.Шлемин; 4) Ф.А.Осташенко. 16. Участник Великой Отечественной войны, учитель, краевед, оставивший неизгладимый след в истории г. Гуково: 1) Е.К.Баранов; 2) Г.Л.Туманян; 3) Л.И.Микулин; 4) Ф.А.Осташенко. 17. Имя героя-освободителя, в честь которого названа улица в г. Гуково: 1) Е.К.Баранов; 2) Г.Л.Туманян; 3) И.П.Шлемин; 4) Ф.А.Осташенко. 18. Гуковчанин, участник итальянского движения Сопротивления фашизму: 1) Е.К.Баранов; 2) Н.И.Павлов; 3) И.П.Шлемин; 4) Ф.А.Осташенко. 19. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нем идет речь. «С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковой армии, введенных накануне, которые во взаимодействии с общевойсковыми армиями пробили на ряде участков оборону на Зееловских высотах, противник начал отступать. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты...». 1) Курская битва; 3) Прорыв блокады Ленинграда; 2) Битва за Днепр; 4) Битва за Берлин. 20. Определите хронологическую последовательность событий II мировой войны: а) Сталинградская битва; б) разгром немецких войск под Москвой; в) битва за Днепр; г) освобождение г. Гуково; д) разгром японских войск в Манчжурии; е) битва на Курской дуге; ж) нападение Германии на СССР; 3) начало оккупации г. Гуково; и) взятие Берлина.
4. Материалы для изучения. 1. МикулинЛ.И., Нестеренко В.В. Гуково: историко-краеведческий очерк. 2. «Зал боевой славы»: Материалы школьного краеведческого музея. 3. «Город Гуково в годы ВОВ»: Методическая разработка экскурсии